Ах, обмануть меня не трудно! Я сам…

Слова из стихотворения великого поэта А.С. Пушкина пришли на ум, как только возникла мысль поговорить о причинах непрозрачности рынка недвижимости и, непонятном для многих, размере комиссионного вознаграждения посредника в сделке купли-продажи недвижимости.

Всякий бизнес подчинен законам развития природы, ему свойственно появиться на свет божий, начать расти и крепнуть, эволюционировать или деградировать. Посреднические услуги на рынке недвижимости, как часть риэлторского бизнеса, в своем развитии проходят те же этапы и стадии. С конца прошлого века, а именно с 1991 года, Россия перешла к товарно-рыночным отношениям в сфере недвижимости, запустив механизм приватизации, и, как следствие, распахнула ворота в мир продажи–покупки квадратных метров для своих граждан. В связи с отсутствием тотальной юридической грамотности населения, ему (населению) пришли на помощь специалисты, способные взять на себя ответственность за грамотное, безопасное, и, как минимум, безболезненное, осуществление планов по покупке – продаже квадратных метров. Естественно, как и любой труд в нашей (и не только в нашей) стране, должен быть оплачен. Вопрос сколько стоят услуги посредника, занимающегося решением задач с недвижимостью, в первую очередь волнует тех, кто решил переложить труд и, возможно, часть ответственности, на плечи именно этого лица: «посредника», «специалиста», «риэлтора», «маклера», что, по сути своей, с небольшими поправками, является одним и тем же.

Анекдотичные мысли, которые, как ни странно, до сих пор бродят в умах некоторой части населения, порождают мнение, что «посредник» «наваривается на чужом жилье по полной программе», «получает миллионы», «ворует сколько сможет украсть», «обманывает напропалую только бы набить свой карман» и т.д.

Давайте попробуем разобраться, что является источником такого негатива, и кто порождает его, поддерживая отрицательное отношение как к самому бизнесу, так и к тем людям, которые в нем работают.

Ни для кого не секрет, что сделки с недвижимостью в большинстве своем сопряжены с желанием всех (подчеркиваю: всех) участников не придавать огласке финансовую сторону вопроса. Причин здесь масса, и большинство этих причин понятно и вполне объяснимо с обывательской точки зрения.

У продавца и покупателя нет желания озвучивать те суммы, размер которых не соответствует среднемесячному заработку среднестатистического труженика за 30-50 лет. В связи с чем, перед посредником формулируются задачи скрывать реальные суммы сделок, придумывая схемы, при которых заказчик выглядел бы «не слишком богатым» после окончания сделки.

Расходы по оформлению части сделок и оплата всевозможных страховок, тарифов, пошлин, услуг оценочных кампаний, государственных и рядом стоящих с государственными, учреждений, в итоге также зашкаливает за общепринятое понимание «разумности расходов». Зачастую, участники сделок намеренно скрывают финансовую информацию не только от контролирующих органов, но и от соседей, друзей, родственников. А «ассистентом» в этом процессе выступает посредник, на которого перекладывается задача «сделать всё законно, но только чтобы я при этом ничего не платил». От «посредника» ожидают, а зачастую в ультимативной форме требуют такой организации процесса купли-продажи, при котором затраты не ложились бы ни на одну из сторон.

Еще одним, часто встречающимся «законным требованием» заказчика, бывает желание продать «за N-ную сумму» объект, а «что Вы там накрутите, меня не интересует». При этом такая фраза озвучивается не для одного доверенного лица, а целой куче посредников из разных агентств, кампаний, и просто практикующим свободные отношения, не отягощенным офисом и контролем руководителя. И начинается «вакханалия», в которую, поневоле, втягивается и потенциальный покупатель. Десяток, а то и не один, объявлений о продаже одного и того же объекта по разной цене появляется во всех возможных рекламных изданиях. Запутавшись в этом посредническом омуте, покупатель принимает одно из двух решений :


1.«А ну его, этот объект. Все врут, ничего не понятно. Кто торгует? Сколько стоит?»
2.«А обращусь-ка я за помощью к одному посреднику. Пусть он найдет концы и разберется во всем».

Нет гарантий, что одно из вышеперечисленных решений окажется правильным. В первом случае, оставив попытки купить объект по разумной цене, потенциальный покупатель остается без понравившейся квартиры. Во втором случае, единственный посредник может элементарно перепродать Вам информацию о чужом объекте, не забыв, при этом,  «прикрутить» свои комиссионные.

Вот и получается, что непонимание, непрозрачность отношений в сфере посреднических услуг, зачастую порождается самим клиентом, который, по старой русской поговорке, слегка перефразированной на современный лад, хочет «и рыбку съесть и не подавиться, и кости сдать». Все недомолвки и недосказанности трактуются не в пользу тех, кто стоит «на передовой», осуществляя тот самый безболезненный контакт всех участников процесса купли-продажи, тех самых посредников, которые выполняют свою работу «от имени и по поручению» клиентов.

Не хочу, чтобы читающие эту статью решили, будто я всеми силами стараюсь «отмазать и отчистить» посредников от участия в процессе получения денег за проделанную работу. Возвращаясь к началу статьи, наоборот, хочу озвучить аспект не менее интересный, чем неправильное поведение заказчика.

В эволюции посреднических услуг на рынке недвижимости происходят, на мой взгляд, мутационные процессы, порождающие неправильное понимание смысла и сути риэлторства внутри самого профессионального общества. Большое число фирм и частных посредников, оказывающих услуги в данном направлении, к сожалению, на сегодня не являются равными по многим важным параметрам, как профессиональным, так и просто человеческим. К сожалению, всё чаще характерными чертами части «посредников» становятся отсутствие опыта, нежелание получать профессиональные знания, неграмотное руководство, элементарное незнание основ законодательства, и при всем этом гиперактивность в достижении единственной цели: получение прибыли за счет тех, кто решает свои личные жилищные вопросы. Именно такое «посредничество» в первую очередь влечет негативное отношение в целом к бизнесу и профессии. Желание заработать «всё равно как» «всё равно на чём», порождает порочность отношений с теми людьми, которые, волей обстоятельств, попали в сети недобросовестных посредников. Работая второй десяток лет в этом бизнесе, я достаточно повидала таких «бизнесменов». Для таких людей и фирм вопрос «скрытой комиссии» никогда не является щепетильным. Воспользоваться неосведомленностью или элементарной доверчивостью заказчика, чтобы максимально увеличить свою «долю» в продаже – является чуть ли не основным лозунгом в битве за чужие деньги. Именно в этой «темной части» посредников живут понятия о том, что бизнес надо делать не на оказании услуг, за которые оплачивается разумная и честная комиссия, а на «перепродаже» чужого имущества путем введения в заблуждение всех участников сделки. Вот здесь и рождается тема «наглости, алчности и недобросовестности» всех посредников в целом.

И опять же, сам заказчик продолжает «мутить воду»:  нежелание большей части населения эксклюзивно сотрудничать с одним специалистом, неправильная тактика продажи- покупки объекта через непонятное количество посредников, разные условия продажи для разных лиц, нечеткая ценовая характеристика объекта – все эти ошибки формируют устойчивый негатив к самой сути процесса покупки-продажи, превращая важное и ответственное событие в никому ненужный «детектив».

Какой же итог хотелось подвести: чтобы была прозрачность отношений между заказчиком услуги и исполнителем, каждый участник должен четко понимать, какую цель преследует сторона противоположная. На этапе переговоров необходимо обсудить прежде всего финансовые моменты сделки, закрепить договоренности в письменном виде, определить размер комиссионного вознаграждения посредника, цену объекта в рекламе, расходы по оформлению, стоимость в договоре купли-продажи, возможность и целесообразность корректировки цены для потенциального покупателя. Все эти вопросы вправе решать продавец. В свою очередь с  его  стороны потребуется порядочность в отношении к посреднику и соблюдение договоренностей о сотрудничестве и оплате услуг.

Только совместными усилиями возможно сделать рынок недвижимости прозрачным и цивилизованным. Давайте помнить: «Каждый из нас достоин получить то отношение, которое сам заслужил.»

В причинах непрозрачности рынка недвижимости, надеюсь, разобрались.

И всё же вопрос: «Как продать подороже и купить подешевле?», продолжает волновать всех. Об этом читайте продолжение…

Мы готовы помочь  своим клиентам каждый день по адресу: г. Серпухов, ул. Ворошилова, дом 133/16, офис 32. «Городское агентство недвижимости», а также  рады ответить на интересующие вопросы по телефонам 8(4967) 31-11-31, 31-22-31, 37-80-16.

 

Форма обратной связи

E-mail*

Имя*

Телефон*

Тема сообщения*